breadcrumbs_revolution_theme

Критерии выбора автомобильного зеркала


Зеркала заднего вида – важный элемент безопасности автомобиля. Минимально необходимые требования к зеркалам заднего вида оговорены международными стандартами: Правилами №46 Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН). Этот стандарт действует и на территории Российской Федерации. Согласно требованиям этого стандарта, все зеркала подлежат обязательной сертификации. Органы Госстандарта проводят периодическую проверку образцов продукции на соответствие требованиям стандартов по безопасности. Подтверждением того, что зеркала соответствуют этим требованиям, является сертификат соответствия. Копия сертификата выдается предприятием – поставщиком всем торгующим организациям. Так что при покупке зеркала стоит убедиться в наличии у продавца копии сертификата. Раз сертификат есть, значит, образцы проверку прошли. Причем на этой копии должны быть две печати: – Органа по сертификации и предприятия – изготовителя.

К сожалению, качество продукции некоторых наших предприятий весьма нестабильно и факт прохождения контрольными образцами сертификационных проверок еще не гарантирует качества всех серийных изделий. Поэтому, приобретая зеркало в магазине или на авторынке, нелишне будет лично убедиться в его качестве. Расскажем, как в этих условиях оценить качество зеркала и какие его параметры можно проверить на месте.

 Другим признаком того, что зеркало прошло контрольные проверки, является наличие знака соответствия. В Европе используют знак соответствия в виде буквы «Е» заключенной в кружок (рис.1.а.). 

Рисунок 1

А) Знак соответствия европейской системы контроля качества.    

Б) Знак соответствия «РСТ», применяемый в России.

 

Цифровой индекс, нанесенный рядом с буквой «Е», представляет собой код страны, в которой производилась сертификация. (1-Германия, 2-Франция, 22-Россия). Чем меньше значение кода, тем более широко может применяться зеркало. Так, зеркало, имеющее код «1» допущено к использованию практически во всех европейских странах, зеркало с кодом «2» – во всех, кроме Германии, и так далее. Так что, если на корпусе зеркала нанесен код, превышающий 22, то такое зеркало не имеет допуска к применению в Российской федерации.

В России также используется знак соответствия «РСТ» (рис.1.б.), который может быть нанесен на корпусе зеркала, на упаковке или на сопроводительной документации. Обратите внимание, что под знаком «РСТ» обязательно должен стоять шифр органа, проводившего сертификацию, состоящий из двух букв и двух цифр.

 Важнейшим элементом зеркала, обеспечивающим, собственно, передачу водителю информации об обстановке на дороге, является оптический элемент. Под оптическим элементом понимают зеркальное стекло с отражающим покрытием (амальгамой), а также с возможными функциональными покрытиями – противоослепляющим тонированием, пленочным электронагревателем и другими.

Один из основных параметров безопасности - зона обзора в зеркале -определяется размером оптического элемента и его положением относительно глаз водителя. При проектировании автомобилей в конструкцию зеркал закладывают необходимые параметры обзорности. Поэтому «штатные» зеркала, как правило, соответствуют требованиям стандартов и обеспечивают необходимый уровень безопасности. За обзор в сертифицированных зеркалах также можно не беспокоиться – этот конструктивный параметр обязательно проверяется при сертификационных испытаниях.

Хуже, если зеркало не имеет сертификата. Да еще ставится не на штатное место, или вместо предусмотренного в штатном зеркале панорамного стекла имеет обыкновенное плоское. Таких зеркал в последние годы немало появилось на отечественном рынке. Например, зеркала для автомобилей ВАЗ-2101 и 2106 с креплением на водосток. Использование плоских стекол вместо панорамных обусловлено весьма простыми причинами: плоское стекло вдвое дешевле, значит изготовитель зеркала получит большую прибыль.

В этом случае единственный способ проверить обзор – это установить зеркало на автомобиль. Отмерьте от середины водительского сиденья вдоль правого борта автомобиля 20 метров и 4 метра в сторону. Поставьте две вешки (рис.2.а). Если положение зеркала удастся отрегулировать так, что в нем одновременно будет видны обе вешки и поверхность дороги за линией, ограниченной вешками, то значит с обзором в нем все в порядке. Для регулировки левого зеркала необходимо отмерить 10 метров вдоль левого борта и 2,5 метра в сторону, а внутрисалонного – 60 метров вдоль центральной оси автомобиля и по 10 метров – в каждую сторону от нее (рис.2.б). Если же такая процедура покажется Вам слишком сложной, лучше купить сертифицированное зеркало.

Рис.2. 

Минимальные необходимые зоны обзора в зеркалах легковых автомобилей:

а. – в наружных зеркалах,

б. – во внутрисалонном зеркале.

Для обзора с места водителя характерно наличие «мертвых» зон, то есть зон, находящиеся в которых предметы невозможно увидеть ни в зеркале, ни боковым зрением без поворота головы (рис.3.). «Мертвые» зоны тем меньше, чем больше размер оптического элемента. Конечно, если выполнены прочие условия: зеркало устанавливается на предусмотренное для этого место, правое зеркало имеет панорамный оптический элемент.

Рис.3.

 «Мертвые» зоны при использовании зеркал с двумя различными размерами оптического элемента (больший размер показан пунктиром, ему соответствует зона насыщенного цвета).

Помехи обзору могут возникать также из-за попадания на зеркало капель дождя, снега или из-за наледи. Движение в сложных погодных условиях по мокрой или заснеженной дороге требует от водителя повышенного внимания и четкости действий, и, значит, максимально полной и правильной информации об обстановке вокруг автомобиля. Наиболее эффективным средством предотвращения помех обзору, возникающих вследствие обмерзания зеркал, попадания на них снега или влаги, является электрический обогрев. Обогреваемые автомобильные зеркала обеспечивают необходимый обзор при движении в метель, в снегопад, в дождь или в тумане, - то есть условиях, в которых наружное зеркало без обогрева со своими функциями обычно просто не справляется. Выбирая обогреваемое зеркало, обратите внимание на его электрические характеристики: ток через нагреватель, потребляемую им мощность или электрическое сопротивление. Для автомобильных электрических приборов эти величины однозначно связаны между собой. Как минимум один из этих параметров должен быть указан в паспорте зеркала. Если величина тока через нагреватель зеркала не превышает 1,5 Ампер (что соответствует потребляемой мощности не более 21 Ватт или электрическому сопротивлению нагревателя не менее 9 Ом), то пару таких зеркал можно подключить к выходу реле обогрева заднего стекла или непосредственно к питающему проводу через стандартный автомобильный выключатель. Если ток больше полутора Ампер (мощность более 21 Ватта или сопротивление менее 9 Ом), то потребуется установка дополнительного реле для коммутации обогрева. Потребление электрического тока менее 1,5 Ампер характерно для зеркал с современными высокоэффективными системами электрообогрева на основе тонкопленочных или печатных проводников. Такие системы отличаются надежностью, долговечностью и обеспечивают высокую скорость очистки всей поверхности зеркала от льда или влаги.

Если ток более 1,5 А, то весьма вероятно, что нагреватель выполнен по устаревшей или полукустарной технологии.

Обогреваемые зеркала наиболее полезны в зимнее время. Конечно, зима в Якутии - не та, что в Сочи. Но уж если обогрев способен растопить лед при морозе до минус 40оС (как в Якутии), в более теплом климате он точно со своей задачей справится. Как же проверить эффективность обогрева, приобретая зеркало в теплое время года или в помещении магазина? Если под рукой есть термометр, например автомобильный, можно замерить температуру оптического элемента, подключив зеркало, например, к автомобильному аккумулятору. Температура поверхности оптического элемента должна быть на 40-60оС выше, чем температура окружающего воздуха. Если термометра нет, попробуйте осторожно прикоснуться к поверхности зеркала. Если поверхность зеркала можно спокойно держать пальцем, ощущая незначительное тепло, значит, обогрев поможет Вам при температуре лишь до минус 10-20 градусов. Если сразу отдернули палец – тоже плохо. Такое зеркало может вызвать ожог у людей, случайно дотронувшихся до него. Перегрев к тому же опасен для пластмассовых деталей зеркала, может вызвать их усадки и коробления. Нормально, если Вам без дискомфорта удается держать поверхность зеркала пальцем в течение нескольких секунд.

Другой важный параметр оптического элемента – правильность передачи формы объектов и расстояний, или, проще говоря, отсутствие искажений. Искажения формы и размеров могут возникать из-за низкого качества стекла, используемого при изготовлении зеркала. Если поверхность стекла недостаточно ровная, то возможны ошибки в восприятии формы предмета или расстояния до него.

Чтобы убедиться в правильности передачи формы и размеров, попытайтесь понаблюдать в зеркале ровную прямую линию, например, полку стеллажа в магазине или дверной проем рыночного контейнера. В плоском зеркале линия должна быть также прямой, а в сферическом выглядеть как дуга равномерной кривизны. Наблюдать следует на расстоянии вытянутой руки под углом 25-30о – именно на таком расстоянии и под таким углом к взгляду водителя расположено обычно левое наружное зеркало в автомобиле. Если наблюдаемая в зеркале линия имеет изломы или ярко выраженные провалы и выпуклости, смело отказывайтесь от зеркала, даже если цена на него очень привлекательна. Неправильная оценка расстояния до обгоняющего Вас автомобиля или ошибочно понятый жест инспектора ГИБДД обойдется намного дороже, чем Вы сэкономите на покупке.

Правильность передачи цвета объектов также важна. В последние годы получили широкое распространение тонированные зеркала. Тонирование зеркал в голубой или желтой гамме защищает глаза водителя от ослепления отраженным светом фар. Качественное тонирование учитывает особенности человеческого зрения и не нарушает цветопередачи зеркал. Однако, чрезмерное тонирование может вызвать искажение цветов отражающихся в зеркале предметов, а это, в свою очередь, может привести к ошибкам в восприятии световой сигнализации. Поэтому, выбирая тонированное противоослепляющее зеркало, обязательно посмотрите через него на что-либо разноцветное и убедитесь в том, что цвета в зеркале воспринимаются правильно. Хорошим объектом для проверки могут прилавки с моторным маслом или автохимией – здесь обычно представлена вся гамма основных цветов.

Серьезные компании для проверки выпускаемых тонированных зеркал используют специальное контрольное оборудование на основе современных спектрофотометров. Это оборудование, обеспечивающее объективную оценку цветопередачи и качества поверхности стекол, весьма сложно и недешево, и поэтому недоступно мелким производителям.

Контрольное оборудование выполняет проверку еще одного важнейшего параметра зеркал - отражающей способности. Согласно стандартам, отражающая способность автомобильного зеркала должна быть не менее 40%. При таком ее значении обеспечивается достаточная яркость изображения в зеркале в сумерках, а также возможность различать предметы в зеркале при ярком фронтальном освещении (то есть когда фары или солнце светят прямо в лицо). Если отражающая способность меньше, то при недостаточном освещении можно просто не разглядеть автомобиль, двигающийся сзади. Традиционные зеркала с алюминиевой или серебряной амальгамой имеют отражающую способность в интервале 80-90%, качественные тонированные зеркала – 40-60%, зеркала с покрытиями на основе хрома – около 50%.

К сожалению, объективно оценить отражающую способность при покупке зеркала невозможно – это позволяет сделать только специальное оборудование. Так что в этом вопросе приходится доверять производителю, и, конечно, лучше, если это будет известное и хорошо зарекомендовавшее себя предприятие. Тем не менее, если зеркало покажется вам слишком темным, лучше его отложить.

Обратите особое внимание на качество изготовления оптического элемента. Стекло оптического элемента не должно иметь сколов и потертостей. При этом незначительные единичные царапины не являются дефектами и допускаются стандартами - их просто не видно с места водителя. Ведь стекло – очень капризный и сложный материал, его обработка и, особенно, надежная защита при транспортировке и хранении чрезвычайно трудны.

Постарайтесь, по возможности, рассмотреть кромку оптического элемента. Кромка должна быть притуплена. Защитный лак на обратной стороне зеркала должен обязательно закрывать ее как минимум на половину высоты. Если защитный лак не закрывает кромку, откажитесь от покупки такого зеркала. Оно наверняка облезет по краям через пару месяцев эксплуатации. Дело в том, что при изготовлении оптического элемента в соответствии с принятой технологией сначала вырезают стеклянную заготовку, затем на нее наносят амальгаму, а поверх амальгамы – защитный лак или краску (рис.4.а). При этом защитное покрытие обязательно должно попасть и на боковую поверхность (торец) зеркала. В целях экономии некоторые производители вырезают оптические элементы из уже готового зеркального полотна. В этом случае на торце зеркала образуется незащищенный участок амальгамы (рис.4.б). Влага, попадающая на торец зеркала, вступает в химическую реакцию с материалом амальгамы, в результате чего последняя разрушается.

Рис.4. 

Разрезы оптических элементов.

а) Элемент изготовлен с соблюдением технологического процесса.

б) Элемент вырезан из зеркального полотна (неправильная технология).

Изложенное справедливо для традиционных зеркал с алюминиевой или серебряной амальгамой.

Наиболее современные автомобильные зеркала имеют отражающий слой на наружной стороне оптического элемента. Наружный отражающий слой делают из специальных материалов, обладающих высокой твердостью, стойкостью к царапанию, истиранию, воздействию влаги и дорожной атмосферы.

Наружное расположение отражающего слоя обеспечивает существенное повышение четкости и контрастности изображения в зеркале. Как достигаются эти эффекты, поясняет рисунок 5. В традиционном зеркале, с амальгамой на внутренней стороне, лучи света проходят через наружную поверхность стекла, затем через его толщу, отражаются на его внутренней поверхности и повторяют путь в обратном направлении (рис.5.а). Как поверхности, так и объем стекла могут содержать дефекты, не заметные для глаза: микроскопические царапины, неоднородности химического состава и т.п. На этих дефектах часть энергии светового пучка рассеивается. Кроме того, само стекло обладает некоторой отражающей способностью. Поэтому рядом с основным контуром объекта в традиционном зеркале существует второй, слабо выраженный контур, обусловленный отражением от наружной поверхности стекла. Эти явления приводят к снижению контрастности и четкости изображения в традиционном зеркале. В зеркале с наружным отражающим слоем есть лишь единственная отражающая поверхность и свет не проходит через массу стекла (рис.5.б). Благодаря этому, четкость, контрастность и в целом качество изображения в зеркале с наружным отражающим слоем намного выше.

Рис.5. 

Изображение предметов и загрязнений (а) в обыкновенном зеркале и (б) в зеркале с наружным отражающим слоем.

Рис.5.  (а)

Рис.5.  (б)

Кроме того, в зеркале с наружным отражающим слоем помехи обзору от загрязнений вдвое меньше, чем в обыкновенном. Посмотрите на рис.5. Дорожная грязь и пыль попадают на наружную поверхность зеркала. Поскольку водитель смотрит в зеркало под углом, в обыкновенном зеркале он видит как сами загрязнения, так и их отражение от амальгамы, расположенной на обратной стороне стекла. В зеркале с наружным отражающим слоем такого просто не может быть: отражение загрязнения совпадает с самим загрязнением.

Теперь проверим поворотные узлы и соединения. Прилагая небольшое усилие, попытаемся покачать корпус относительно кронштейна зеркала в различных направлениях. При этом корпус должен держаться жестко, никаких подвижек и люфтов быть не должно. В противном случае зеркало будет дрожать на ходу, а разглядеть что-либо в дрожащем зеркале весьма непросто.

Стандартом предусмотрено наличие в наружных зеркалах узла складывания. Узел складывания предотвращает повреждение зеркала при ударе о препятствие. А если препятствием оказывается пешеход, то он не будет травмирован. Зеркало должно складываться в обе стороны при усилии до 250 Н. Это весьма значительное усилие. Попробуйте сложить зеркало, взяв его одной рукой за кронштейн (опору), а другой за корпус. Если зеркало складывается слишком легко, велика вероятность того, что оно будет дрожать или самопроизвольно складываться при движении. Такое зеркало лучше не покупать. Равно как и зеркало, не имеющее механизма сложения или складывающееся только в одну сторону.

Механизм регулировки положения зеркала проверяем, перемещая или поворачивая ручку регулировки между крайними положениями (это относится только к наружным зеркалам, управляемым из салона). В отличие от узла складывания, механизм регулировки должен работать легко и приводиться в движение пальцами руки. Зеркало при этом должно перемещаться плавно, без рывков и заеданий и точно фиксироваться в заданном положении. Если механизм заедает или проворачивается с трудом, весьма вероятно, что он быстро выйдет из строя.

Теперь аккуратно надавим пальцами на край регулируемого оптического элемента. При этом перемещаться он должен так же плавно и без рывков, но с заметным усилием (до 50 Н для наружных зеркал и до 25 Н – для внутрисалонных). В противном случае его положение может самопроизвольно изменяться при движении автомобиля. Отметим, что наилучшую плавность, точность регулировки и надежность работы наружных зеркал обеспечивают современные механизмы на основе тросовых тяг или электромоторов.

Осмотрим детали корпуса и других узлов зеркала. Разумеется, на них не должно быть сколов, трещин, потеков краски и других механических повреждений. Резиновые кожухи и уплотнения должны быть мягкими на ощупь, даже на морозе. Наружные детали зеркал не должны иметь масляных и иных загрязнений (при этом внутри вполне может быть смазка). Винты, шурупы и другие крепежные детали должны быть оцинкованы или иметь иное защитное покрытие. Перечисленные характеристики не оказывают прямого влияния на безопасность, но характеризуют общую культуру и дисциплину производства. А если в производстве все в порядке, то и к качеству изделия появляется доверие.

Осмотрите упаковку и сопроводительную документацию: наличие на них координат производителя говорят о том, что фирма отвечает за качество своей продукции.